понедельник, 22 июня 2015 г.

Шаг 31. Второе значение 了. Смена состояния

Шаг 31. Второе значение 了. Смена состояния





Продолжаем разбирать китайский язык на винтики и докапываться до сути вещей. Мы уже разбирали одно из значений ~ le, и я упоминал, что это слово имеет массу применений.

Самое основное: ~ le, как модификатор глагола, придающий глаголу завершенность действия - мы разобрали в Шаг 15. Первое значение 了. Пришло время освоить второе его применение - модальная частица ~ le как индикатор смены состояния.




Принцип очень простой. Вначале идет описание вновь создавшейся ситуации и в конце фразы ставится ~ le, как индикатор вступления в силу ранее описанного.

Например:

 我说中了。

  Wǒ huì shuō zhōngwénle.

  Я могу говорить китайский язык.

  Я (уже) могу говорить на китайском.

Я уже предлагал в Шаге 15. Первое значение 了 переводить ~ le как уже для удобства и большего акцента на завершенности действия глагола.

Здесь эта же логика отлично работает. Разница лишь в том, что в первом значении завершенность состояния относится к глаголу, а во втором значении к завершенности процесса наступление нового состояния. В случае с модификацией глагола смысл изменяется вот так:

   shuō ~ говорить

  shuō le ~ сказать

А в случае с сменой состояния вот так:


  说中

  Wǒ huì shuō zhōngwén.

  Я могу говорить на китайском. 

Здесь имеется ввиду - вообще, в принципе. А когда появляется в конце ~ le, то получается:

  说中了。

  Wǒ huì shuō zhōngwén le.

  Я могу говорить на китайском (уже). 

 То есть: вот раньше не умел, а теперь (уже) с какого-то определенного момента - умею.  

Как вы видите логика слова ~ le как уже работает отлично. Хотя переводить так не обязательно, просто если вы так переведете, то сделаете еще больший акцент на том что смена состояния наступила.

  我有女了。

  Wǒ yǒu nǚ péngyǒule.

  У меня (уже) есть девушка. 

 У меня появилась девушка.



  我有了。

  Wǒ yǒu qiánle.

  У меня (уже) есть деньги. 

У меня появились деньги.


  了。

  Wǒ bù hējiǔ le.

  Я не пью алкоголь (уже).

  Я (уже) не пью. 

 Я больше не пью.


Комментариев нет:

Отправить комментарий